(14 августа 2019) В фондах Национального музея Бурятии хранится уникальная коллекция национального костюма различных бурятских племен, представленная мужской и женской одеждой, праздничной и повседневной.
Комплект одежды, как правило, включает в себя нижнее белье, верхнее платье, обувь и головной убор. Последний, если речь идет о женском предмете гардероба, мы привыкли представлять как остроконечную шапку, непременно украшенную кораллами, бусами и тесьмой.
Головной убор был изготовлен в конце ХIХ века в Балаганскомуезде Иркутской губернии неизвестным мастером. По документальным сведениям, история его поступления связана с деятельностью Сергея Петровича Балдаева, известного ученого-этнографа, который в 1933 году по заданию Бурятского ученого комитета выезжал в экспедиции в Качугский и Эхирит-Булагатский аймаки.
Он собирал материалы для предстоящей выставки, посвященной 10-летнему юбилею БМ АССР. В одной из поездок ему удалось найти и приобрести удивительные по форме и дизайну женские шапочки. К сожалению, в результате долгого использования владельцами те потеряли форму и обветшали. И только после реставрационных работ предметы стали доступны для научного изучения и экспонирования.
Биизга малгай, декорированные разнообразной тесьмой, лентами, кусочками шелка, кружевом, золотным шитьем и позументом, женщины Предбайкалья носили по праздникам. А украшенные искусственными цветами и плодами надевали на свадьбу (впоследствии и по разным торжественным случаям).
История появления среди булагатов подобных головных уборов поздняя. Речь идёт о конце XIX века. Здесь прослеживается явное влияние либо украинского, либо польского и в меньшей степени тюркского народного костюмов.
Художник-реставратор по ткани Оксана Пиртанова вспоминает:
«При поступлении в реставрацию предмет был сильно загрязнен и деформирован, в некоторых местах наблюдались даже разрывы материала. Думаете, ничего страшного? Как бы не так. Необходимо было понять технологию изготовления. Для этого требовалось просмотреть и тщательно изучить коллекцию аналогичных головных уборов Национального музея РБ, составить план и пр. После частичного демонтажа тщательно были очищены все детали шапочки, а многочисленные повреждения ткани определили необходимость ее полного дублирования на шелковый газ. Места сквозных разрывов были соединены, нити основы расправлены и укреплены так называемым «реставрационным швом» (мононитью нейтрального цвета). В процессе укрепления расправляли спутанные нити, восстанавливали рисунок ткани. Так как старая основа пришла в негодность, было принято решение о её замене на основу из некоего бескислотного картона»
Интересно, что в целом будничные шапки иркутских женщин весьма походили на татарские тюбетейки, в то время как восточные дамы носили уборы конической формы, то есть вытянутые вверх. А немного позже шали и платки русского производства и вовсе практически вытеснили предметы национального костюма из гардероба западных буряток.