(29 июля 2020) Уникальный проект «Генезис» представят в Этнографическом музее.
Возможно ли соединить старинные легенды, экологичный материал и современные тренды в одном произведении искусства? Кураторы проекта «Генезис» уверены, что это возможно даже в условиях напряжённой эпидемиологической обстановки.
— Симпозиум деревянной скульптуры «Генезис» пройдёт в Бурятии впервые. Однако мы планируем проводить это мероприятие на постоянной основе. Это позволит не только привлечь внимание общественности к проблемам искусства, но и сформировать туристический интерес к нашему региону, — сообщила министр культуры Бурятии Соелма Дагаева.
Название симпозиума не случайно получилось таким ярким и отражающим его суть.
— Генезис — происхождение, рождение чего-то нового. Для нас это попытка создания произведений современного искусства. Очень важно, что в этом слове есть и такая важная составляющая, как «ген». Мы закладываем сюда следующий смысл — имеющий отношение к роду, истории, традициям, — говорит один из кураторов проекта Надежда Абзаева.
Зачем нужен проект «Генезис»
Прежде всего, проект создан для соединения современного и традиционного искусства. Организаторы проекта хотят показать, что современное искусство может основываться на старых традициях.
— В современном мире традиции, к сожалению, постепенно забываются. Очень больно это наблюдать. Мне кажется, всегда так было в искусстве: чтобы дать ещё один импульс для развития, традиция смешивалась с современным подходом к материалу, композиции, форме. Для того чтобы наши традиции не умирали, а обрели новое дыхание, развивались, были бы интересны и актуальны для многих людей, мы и создали этот проект, — рассказывает Надежда Абзаева.
Часто мастера, которые в своей работе используют традиционные техники, не понимают современное искусство. При этом некоторые современные художники так же испытывают дефицит информации о традиционном искусстве, а ведь оно является неиссякаемым источником вдохновения.
Традиционное искусство — огромный кладезь тем, стоит лишь посмотреть на него под другим углом. Ведь традиционное искусство не создаётся по каким-то шаблонам. Мастера творят из всего, что есть рядом. Более того, 150 лет назад бурятские и русские мастера прекрасно общались друг с другом, перенимая различные элементы, которые им, как художникам, казались интересными. И они трансформировали элементы, характерные для другого народа, в своих работах, добавляя что-то новое. И то, что народы переняли друг у друга, сейчас прочно сидит в каждой из «школ». И мы надеемся, что наш проект станет отправной точкой для современных деятелей, поможет творить что-то новое и интересное. Современные художники могли бы увидеть необычные инструменты, процесс общения мастера с миром, природой, материалом, — делится куратор проекта Эржена Найданова.
Что ожидается в программе симпозиума
«Генезис» задумывался как открытая площадка для общения мастеров из разных регионов и стран. Это позволило бы местным, подающим надежды мастерам познакомиться с техниками работы по дереву, которые используются за пределами республики. Конечно, в связи с мировой обстановкой формат фестиваля несколько изменился, зарубежные гости не посетят «Генезис». Однако этот факт не стал причиной отмены фестиваля.
— Сейчас мы переходим к сжатому формату. У нас выделился отдельный онлайн-блок, в котором мы будем говорить о традиционном и современном искусстве — истории традиционного искусства, технологиях, которые мастера использовали 100 — 150 лет назад. Мы ещё занимаемся наполнением лекций, ведём переговоры с приглашёнными лекторами, чтобы дать более актуальную информацию. Лекции надеемся сделать в записи, чтобы людям из разных регионов было удобно их смотреть, — отмечают кураторы.
Лекции сможет посмотреть любой желающий, а участники смогут обменяться опытом во время создания арт-объектов на площадках Этнографического музея. У них на это будет целая неделя.
— Мы хотим стать открытой площадкой для общения мастеров, обмена опытом и создания творческих союзов. Ведь коллаборации бывают абсолютно неожиданными, но приносящими в этот мир нечто прекрасное! — говорит Эржена Найданова.
Как стать участником
Приём заявок на участие в симпозиуме деревянной скульптуры начинается с 27 июля и завершается 9 августа.
В заявке должны быть эскиз будущей работы, краткое описание задумки, обоснование выбора материалов. Проект должен соотноситься с ландшафтами Этнографического музея, так как все работы в дальнейшем будут «вписаны» в экспозиции музея. Речь идёт не только об эвенкийских, бурятских, казачьих и семейских комплексах, но и об открытых площадках (поле, сосновый или березовый лес).
— Мы предполагаем, что за основу художник возьмет дерево, потому что дерево — это традиционный материал для многих народов. И они используют дерево не только для строительства дома. В то же время дерево — один из первых материалов, в котором человек начал себя творчески реализовывать. Даже обыкновенная деревянная ложка всегда прекрасна. Однако только деревом художник может не ограничиваться. Он может использовать и другие материалы, как сейчас принято говорить, «отходы рубки леса». На самом деле это не отходы — ветви, корни, камни, возможно, бумага или опилки. Курс у нас на вторичное использование, безопасное и экологичное, разумное потребление, — подчёркивает Эржена Найданова.
У любого народа есть свои мифы, легенды и предания. Именно к ним предлагают обратиться художникам во время создания своих эскизов. «Мифы и легенды народов мира» — тема композиций, которые окажутся частью Этнографического музея. Поэтому мифология Бурятии, сакральное восприятие образа дерева и элементы традиционного ремесла в контексте современности — главные источники вдохновения для мастеров.
Этапы реализации проекта
27.07 — 09.08 — прием заявок для участия в проекте.
24.08 — 14.09 — лекции о традиционном и современном искусстве (в онлайн-формате).
14.09 — 21.09 — симпозиум — создание арт-объектов на территории Этнографического музея (в офлайн-формате).