Иволгинский дацан начали строить в 1945 году в 35 километрах от Улан-Удэ. Во время Великой Отечественной войны все дацаны на территории Советского Союза были уничтожены, восстановлением заниматься не планировалось. Поэтому тогдашним правительством было решено предоставить возможность строительства подобного храма самим буддистам на территории Бурятии.
Период активной работы по возведению Иволгинского храмового комплекса пришёлся на начало 1950-х годов после выделения земельного участка. Территорию начали заселять жители Верхней Иволги и старые ламы, которым удалось выжить на каторге и вернуться на родину. Монастырь получил название «Тугэс Баясгалантай Улзы Номой Хурдын Хийд», что в переводе на русский язык в обобщённом варианте означает «обитель, колесо счастья».
До конца XX века Иволгинский дацан являлся единственным духовным пристанищем для буддистов России. Именно Иволгинский дацан считается храмом международного уровня и наиболее излюбленным местом приверженцев данной религии, сегодня храм привлекает путешественников и буддистов со всего мира.
В 1991 году на территории буддийского монастыря был создан университет «Даши Чойнхорлин». Данное учебное заведение не имеет аналогов в России и является уникальным по множеству признаков. В его программу не включены стандартные общеобразовательные науки, весь учебный процесс посвящён философии буддизма, а стилистика монастырского преподавания полностью соответствует дореволюционной.
Архитектурной доминантой комплекса является центральный соборный храм — Цогчен-дуган. Его воссоздали в 1976 году по уцелевшим старым фотоснимкам одной из построек, находившейся в Янгажинском дацане.
В честь защитников учения Будды на территории Иволгинского дацана возвели деревянный квадратный дуган Сахюусан-сумэ. Он символизирует приверженность божествам дхармапалам.
Диважин-дуган — символизирует Чистую землю Будды Амитабхи, название на санскрите звучит как Дэвачен. Семантика санскритского названия соответствует бурятскому — в слове заложена ассоциация с Чистой землёй или Западным Раем, который создаёт Будда Амитабха.
Посетители могут ознакомится с действующими резиденциями лам — XXIV Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева и Дид Хамбо-ламы Республики Бурятия Дагбы Очирова. Рекомендуются к посещению действующая Галерея искусств народов Азии и мастерская художеств «Эрхим Дархан».
Главная реликвия Иволгинского буддийского комплекса — нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова. Это всемирно известная святыня среди последователей данной религии. Тело умершего ламы Итигэлова находится в одноимённом дугане, полная реконструкция которого проводилась по старым фотографиям в 2000-е годы.
Осматривать дацан положено в соответствии с буддийской традицией гороо. То есть со входа нужно обходить священные места нечётное количество раз по направлению часовой стрелки. Заблудиться на территории буддийского комплекса практически невозможно — ламы с радостью проводят экскурсии, а для посетителей проложена специальная дорожка, позволяющая бродить между святынями без сопровождения.
На территории Иволгинского дацана и внутри строений нельзя сквернословить, курить и поворачиваться к святыням спиной. Не нужно приходить в буддийские храмы после принятия спиртных напитков, нельзя громко разговаривать. Одежда должна скрывать ноги и руки до запястий. Объекты в дацане несут религиозный смысл, нельзя трогать реликвии без разрешения ламы.