На официальном сайте Forbes (Forbes Woman) вышла статья об известной художнице из Бурятии Алле Цыбиковой (1951–1998). Ее выставка в декабре 2022 года состоялась в Государственном музее Востока в Москве.
Forbes Woman рассказал о мифических существах, нежных натюрмортах и сценах повседневности бурятской художницы.
Альбина Цыбикова предпочитала, чтобы ее называли Аллой. Художница родилась в 1951 году селе Агинское Читинской области, ныне Забайкальского края. Позже ее семья переехала в столицу Бурятии – город Улан-Удэ.
В городе девочка стала ходить в художественный кружок при местном доме пионеров. В конце 1960-х она поступила в Иркутское училище искусств, а окончив его, отправилась учиться в Москву, пишет издание.
Цыбикова попала в мастерскую театральной живописи прославленного Михаила Курилко-Рюмина в институте им. Сурикова. После учебы она в 1976 году вернулась в Улан-Удэ и осталась жить в Бурятии.
В своем творчестве художница сочетала приемы европейской живописной техники с национальными бурятскими, буддийскими мотивами. Ее первая персональная выставка состоялась в 1989 году в Иркутском областном художественном музее им. Сукачева. В середине 1990-х две выставки Цыбиковой прошли в США, в это же время случилась и первая выставка художницы в Улан-Удэ, — говорится в публикации.
Алла Цыбикова скончалась в 1998 году, когда ей было 47 лет. Уже на следующий год ей посмертно было присвоено звание Заслуженного художника Российской Федерации.
В Москве первая выставка художницы открылась в конце 2022 года, на ней было показано более сотни работ.
Forbes Woman отобрал восемь произведений Аллы Цыбиковой, о которых стоит знать. Среди них «Тетушки из Барун-Хасурты», 1972 год – одна из ранних работ, выполненная по принципу «картины в картине». Художник изобразила простую бытовую сцену: внутренний двор типичного бурятского дома с летней кухней.
Как и многие другие картины Цыбиковой, «Тетушки» отличаются многослойностью. Зритель, вроде бы наблюдающий за женщиной, сосредоточенно чистящей картошку, в то же время заглядывает в открытую дверь небольшой постройки и видит, как прямо на него смотрят сидящие на кухне «тетушки». Разницу состояний своих персонажей Цыбикова подчеркивает отношениями теплого и холодного. Такая игра открытого и закрытого создает немой диалог изображенных женщин, — пишет Forbes Woman.
«Мальчик с рыбкой», 1990 год
Одна из нескольких картин Цыбиковой, где главным героем становится ее сын. На полотне изображен мальчик. Он бережно держит большой аквариум с плавающей в золотой воде красной рыбкой.
Любопытной деталью на полотне становится ваза, своей росписью напоминающая знаменитые лица Пабло Пикассо. Этот знакомый образ уводит зрителя в «мир искусства», в мир апроприаций и цитирования. Помимо Пикассо в картине можно найти отсылки и к другим любимым художникам Цыбиковой. Аквариум с рыбкой отправляет нас к Матиссу, шляпа – к Модильяни, а искривленный угол стола – к Ван Гогу.
«Дарима», 1992 год
На этой картине изображена беременная молодая женщина с лампадой в руке – в Бурятии их называют «зула» и зажигают ради благополучия и долголетия.
Левая часть картины имеет более четкие очертания, а правая, наоборот, размытые. Над головой женщины прочерчена линия, создающая метафорическую границу. Женщина стоит между двумя мирами, но при этом не испытывает никакого беспокойства. Перед ней все ясно и определенно. Впереди жизнь, позади – небытие.
«Гаруда», 1992 год
В буддийской мифологии Гаруда – существо, борющееся со змеями. Традиционно оно изображается в виде птицы с человеческим торсом, держащими змею в клюве.
«Гаруда» Цыбиковой интересна тем, что во время ее написания в Бурятии уже не проводились ритуалы с символическим участием Гаруды, и художница не могла стать их свидетелем. Однако ей удалось прочувствовать энергетику обряда и передать то напряжение, которое неизбежно сопровождает ежегодную буддийскую церемонию Цам.
«Кто-то зовет в снежной степи», 1996 год
Птицы с человеческим лицом – это самый узнаваемый образ в творчестве Аллы Цыбиковой – они присутствуют во многих ее работах и это, действительно, личное. Однажды, ночуя в деревенском доме, художница увидела то ли сон, то ли видение (но ей казалось, что все происходит наяву): открылась дверь и в комнату зашла птица с женским лицом. С тех пор крылатые существа стали неизменным спутником Цыбиковой и ее «вторым я».
«Катарсис», 1996 год
Картина «Катарсис» изображает «бардо» – промежуточное состояние (буквальный перевод – «между двумя»), под которым в тибетском буддизме обычно имеется в виду интервал между одной жизнью и следующей
«Шепот времени», 1997 год
«Шепот времени» – картина, задавшая тон первой московской выставке художницы. На полотне мать и дитя уютно устроились, обернувшись шалью. Лицо сына немного наклонено, а лицо матери развернуто. Эти легкие движения отделяют фигуры от декоративной плоскости.
Сквозь пеструю шаль летят облака, а рисунок на одежде ребенка превращается в цветущие луга. Приглядевшись к рельефу складок шали справа, можно заметить трех всадников на конях трех мастей.
Миниатюры на дереве
Излюбленным развлечением Цыбиковой была роспись акварелью небольших «дощечек». Художнице нравилось, как краска подчеркивает фактуру дерева. В каждой такой миниатюре Цыбикова будто бы рассказывала сказку. В одной спрятала ночное небо, в другой – волшебника-мудреца, а в третьей – принцессу или мифическую птицу. Свои деревянные миниатюры она, как правило, дарила друзьям и знакомым.
Главным профессиональным достижением художника стала монументальная роспись в фойе Государственного бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева в городе Улан-Удэ.