Перейти к содержимому
МОО «Национально-культурная автономия бурят  города  Казани»

МОО «Национально-культурная автономия бурят города Казани»

Основное меню
  • Портал
  • Главная
  • Об организации
    • Руководство
    • Структура
    • Документы
    • Контакты
  • Новости
  • Медиа
    • Видео
    • Фото
  • Гостевая
  • Главная
  • Новости
  • В музее Бурятии хранится бурятская шапка на украинский мотив

В музее Бурятии хранится бурятская шапка на украинский мотив

admin 14.08.2019

(14 августа 2019) В фондах Национального музея Бурятии хранится уникальная коллекция национального костюма различных бурятских племен, представленная мужской и женской одеждой, праздничной и повседневной.

Комплект одежды, как правило, включает в себя нижнее белье, верхнее платье, обувь и головной убор. Последний, если речь идет о женском предмете гардероба, мы привыкли представлять как остроконечную шапку, непременно украшенную кораллами, бусами и тесьмой.

11_malahia3

Головной убор был изготовлен в конце ХIХ века в Балаганскомуезде Иркутской губернии неизвестным мастером. По документальным сведениям, история его поступления связана с деятельностью Сергея Петровича Балдаева, известного ученого-этнографа, который в 1933 году по заданию Бурятского ученого комитета выезжал в экспедиции в Качугский и Эхирит-Булагатский аймаки.

Он собирал материалы для предстоящей выставки, посвященной 10-летнему юбилею БМ АССР. В одной из поездок ему удалось найти и приобрести удивительные по форме и дизайну женские шапочки. К сожалению, в результате долгого использования владельцами те потеряли форму и обветшали. И только после реставрационных работ предметы стали доступны для научного изучения и экспонирования.

Биизга малгай, декорированные разнообразной тесьмой, лентами, кусочками шелка, кружевом, золотным шитьем и позументом, женщины Предбайкалья носили по праздникам. А украшенные искусственными цветами и плодами надевали на свадьбу (впоследствии и по разным торжественным случаям).

История появления среди булагатов подобных головных уборов поздняя. Речь идёт о конце XIX века. Здесь прослеживается явное влияние либо украинского, либо польского и в меньшей степени тюркского народного костюмов.

11_malahai2

Художник-реставратор по ткани Оксана Пиртанова вспоминает:

«При поступлении в реставрацию предмет был сильно загрязнен и деформирован, в некоторых местах наблюдались даже разрывы материала. Думаете, ничего страшного? Как бы не так. Необходимо было понять технологию изготовления. Для этого требовалось просмотреть и тщательно изучить коллекцию аналогичных головных уборов Национального музея РБ, составить план и пр. После частичного демонтажа тщательно были очищены все детали шапочки, а многочисленные повреждения ткани определили необходимость ее полного дублирования на шелковый газ. Места сквозных разрывов были соединены, нити основы расправлены и укреплены так называемым «реставрационным швом» (мононитью нейтрального цвета). В процессе укрепления расправляли спутанные нити, восстанавливали рисунок ткани. Так как старая основа пришла в негодность, было принято решение о её замене на основу из некоего бескислотного картона»

Интересно, что в целом будничные шапки иркутских женщин весьма походили на татарские тюбетейки, в то время как восточные дамы носили уборы конической формы, то есть вытянутые вверх. А немного позже шали и платки русского производства и вовсе практически вытеснили предметы национального костюма из гардероба западных буряток.

Министерство культуры Республики Бурятия

Продолжить чтение

Назад: День коренных народов эвенки Бурятии отметили выставкой и мастер-классом
Далее: В Улан-Удэ пройдет митинг, посвященный 80-летию Победы на реке Халхин-Гол


 

bn-of-rt bn-uslugi bn-ufms bn-anrussia bn-prch
 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57