(9 октября 2017) Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева на фестивале-конкурсе камерных спектаклей «Камерата-2017» в Челябинске показал моно-драму по произведению Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».
Режиссер-постановщик – Олег Юмов. Художник – Мария Вольская.
Историю кубинского рыбака Сантьяго рассказал Баста Цыденов под завораживающие звуки музыкального инструмента монгольского происхождения – моринхура. Всё действо актёр, подобно буддистским монахам, рисовал мандалу: сначала традиционно из песка, а затем из предметов-символов. Так в узоре появились игрушки, фрукты, бусы, ракушки. Значение этих вещей в мандале зритель должен разгадать сам…
Желающих посмотреть спектакль для камерного зала оказалось слишком много – работникам театра пришлось дополнительно ставить стулья, чтобы усадить всех.
Далее представляем один из отзывов о спектакле со страницы театра в соцсети:
Никита Плеханов:
«…На сцене небольшой квадратный станок, на котором нарисована схема для мандалы. Под потолком – камера, объектив которой направлен на станок. Изображение с камеры проецируется в реальном времени на задник. В дальнем левом углу музыкант, который играет на этнических музыкальных инструментах. Выходит артист, расставляет вокруг коробки, начинает рассказывать эту прекрасную историю, постепенно достает из коробок сначала мешочки с цветным песком (или крашеной солью) и начинает рисовать (заполнять) им мандалу, потом достает совершенно различные предметы: от украшений до бананов, от конфет до игрушечных машин, и все это также расставляет в модели вселенной, этой карте космоса. И рассказывает, рассказывает, рассказывает… Когда он уже поймал рыбу, она тянула его в океан, наступила ночь, и он уснул – именно в этот момент я понял, что в меня это попало. Что я с головой в этом спектакле, в этой повести. Я словно вернулся в детство, ведь это была первая книжка, которую я прочитал – давнишнее советское издание, тоненькая книжечка в гибкой обложке; для меня то был целый новый мир, что-то невероятное. И тут я снова погрузился в него. Слушал этого старика как завороженный. Причем не смотрел спектакль, не наблюдал за игрой актера, не думал над тем, что все это значит, как и что придумано, и т.д. и т.п. А просто сидел напротив него и слушал. И не хотел, чтобы это заканчивалось. Получилось даже что-то большее, чем театр. За счет чего? Почему? Заслуга ли это актера Басты Цыденова, или всему виной режиссер? Не знаю, правда. Верно, какое-то шаманство. Все было просто. Ничего лишнего. Каждая деталь, любая мелочь, движение – все оправдано. И это не игра в минимализм. Тут все так, как должно. Для меня такое дорогого стоит.И еще пара моментов. Признаюсь, я не узнал себя. Почти уверен, что попади я на такой спектакль пару лет назад, то мне было бы откровенно скучно. Не факт, но скорей всего. Думаю, это все от каждого конкретного зрителя, его внутреннего ритма. Все меняются. Смотря кого и в каком состоянии застанет такой спектакль. Вот сейчас мне это очень подходит. И я этому рад.