В год 100-летия Бурятии мы начинаем рассказ о людях, заложивших в республике основы здравоохранения, образования, оперного и изобразительного искусства, горнорудного и строительного дела. Мы рассказываем о «забытых и знаменитых», чьи захоронения находятся на Заудинском кладбище (пос. Горького), а память живет в людских сердцах до сих пор.
Одной из знаковых фигур в этом списке, безусловно, является Цыренжап Сампилов. Он стоял у истоков бурятского профессионального изобразительного искусства в числе восьми художников, вошедших в 1933 году в Союз художников Бурят-Монгольской АССР. Отметим, что в январе этого года в стенах Художественного музея, носящего имя Сампилова, прошел День студента. Во время экскурсии о русском искусстве XVIII–XIX вв. студентам рассказали про основоположника бурятского станкового реалистического искусства в республике, советского живописца, основоположника бурятского станкового реалистического искусства, заслуженного деятеля искусств РСФСР Цыренжапа Сампиловича Сампилова.
Начнем с того, что экспозицию украшает портрет Сампилова, написанный известным русским художником Николаем Рерихом.
Когда Цыренжап Сампилович узнал, что в наших краях будет проездом Николай Константинович Рерих, он не побоялся прийти к нему с целью знакомства, поскольку уже тогда Рерих считался персоной нон-грата из-за своих политических воззрений. Наш художник поехал к нему на встречу по Транссибирской магистрали. Они познакомились и сделали зарисовки друг друга, написали портреты и обменялись ими, – рассказала хранитель декоративно-прикладного искусства и скульптуры Нацмузея Бурятии Светлана Анатольевна Гунгарова.
Этот портрет семья Сампиловых передала в дар музею совсем недавно. О жизни и творчестве бурятского художника есть немало информации. Вот, к примеру, что сообщается: «Цыренжап Сампилов родился в улусе Домно-Еравна в семье бедного охотника Очира, а вырос у соседа Сампила, который усыновил его и дал ему фамилию. В степи круглый год стада и отары, табуны лошадей. Привязанность к ним, пристальное наблюдение за их повадками зародились у Сампилова именно в годы раннего детства. Уже тогда он делал первые попытки изобразить животных. С увлечением вырезал он их фигурки из старых игральных карт и наклеивал свои вырезки на окна.
Впоследствии Сампилов, вспоминая об этой поре своей жизни, говорил: «Когда я был пастухом и пас скот, то перочинным ножом вырезал фигурки. Уходил в степь и оставался там до захода солнца. Там я все время занимался вырезанием фигурок, особенно лошадей и коров – вырезал их фигурки и головы. Натура была вокруг меня. Животных я страшно любил. И сильно увлекался этим занятием».
Природа родных мест оставила неизгладимый след в памяти будущего художника, запечатлелась в ней как нечто прекрасное.
В детские и юношеские годы Сампилов наряду с резьбой по дереву много и увлеченно рисовал. Его рисунки животных очень понравились служащему местной метеорологической станции Серебрянникову. Он заинтересовался мальчиком и предложил бесплатно обучить его грамоте. Однако учеба длилась всего одну зиму. На этом общее образование было закончено.
О занятиях искусством не приходилось и думать. Юноша батрачил у местных нойонов. В 1914 году пешком пришел в Читу, где стал работать ломовым извозчиком. В 1916 году Сампилов в числе других был «реквизирован» на тыловые работы Западного фронта. Рыл окопы, строил блиндажи. В 1917 году вернулся в родное Забайкалье, где вскоре установилась Советская власть.
Только в 1918 году рабочий мыловаренного завода в Чите Сампилов получил возможность учиться рисованию и лепке у русского скульптора Иннокентия Жукова. Несколько позднее он попал в Читинское художественно-промышленное училище и совмещал работу с учебой в течение трех лет. В 1923 году правительство БМАССР приглашает его для работы в издательстве и отправляет для оформления бурятского павильона сельскохозяйственной выставки в Москве. На этой выставке был экспонирован также альбом рисунков Сампилова, посвященных быту бурят. За эти рисунки художник был удостоен «Диплома признательности» от выставочного комитета.
В 1925–1926 гг. Сампилов работал художником при Политуправлении МНР, после чего был направлен в Москву во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), где занимался на живописном факультете у профессора Д. Штеренберга. По окончании института Сампилов возвращается в Бурятию и целиком отдается любимому делу. На протяжении многих лет, вплоть до 1953 года, он возглавлял Союз художников Бурятии.
Творческое наследие Сампилова значительно: сотни картин, портретов, этюдов, рисунков, иллюстраций к произведениям художественной литературы, дружеских шаржей и карикатур.
Первая его картина, получившая широкую известность и признание «Любовь в степи» (1927), экспонировалась на юбилейной выставке «Искусство народов СССР» в Москве. Художник глубоко и тонко раскрывает характеры, настроения, душевные переживания своих соотечественников – пастухов, табунщиков, крестьян. Одновременно почти одушевленным героем становится сама степь с ее особенными, яркими и нежными красками, с табунами лошадей и отарами овец, пасущимися на ее просторах. При этом раскрывается особый дар Сампилова–анималиста, воспитанный долгими годами жизни в степи и основанный на тонком понимании животного мира.
В 1935 году Ц. С. Сампилову было присвоено звание народного художника Бурят-Монгольской республики. Годом позже Советское правительство наградило его орденом Ленина. За выдающиеся заслуги в области развития бурятского искусства художнику было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. И сегодня его полотна имеют глубокую социальную значимость.
В годы тяжелейшей для нашей Родины Великой Отечественной войны Постановлением СНК Бурят-Монгольской АССР и бюро Обкома ВКП (б) № 245 от 25.10.1943 г. основан Государственный художественный музей. Этот музей, крупнейший в регионе и единственное в мире хранилище бурятского изобразительного искусства и других художественных ценностей, сегодня стал одной из главных визитных карточек г. Улан-Удэ и республики.
В дань уважения, любви и благодарности к личности и творчеству Ц. С. Сампилова за его неоценимый вклад в историю развития бурятского изобразительного искусства в 1966 году музею присвоено имя выдающегося художника. Ц. С. Сампилов по праву является одним из лучших сынов Бурятии. Он награжден орденом В. И. Ленина».