(8 января 2021) За 50 лет примой Бурятского театра сыграно более сотни ролей.
Канун Нового 2021 года ознаменовался интересным событием в культурной жизни республики. На канале Россия-1 показали фильм «Лариса Егоровагай юртэмсэ» — «Вселенная Ларисы Егоровой». Документальный фильм создан Государственной телекомпанией «Бурятия» по заказу Министерства культуры Бурятии в рамках государственной программы «Сохранение и развитие бурятского языка». Фильм посвящен Ларисе Егоровой, народной артистке России, лауреату государственной премии Бурятской АССР, заслуженном работнике культуры Монголии, кавалеру многих орденов и медалей.
Режиссер фильма известный тележурналист Баярма Раднаева и режиссер по монтажу Зэгзэма Самбуева. Сьёмочная группа при его создании использовала архивные материалы из фондов БГТРК, архива театра, архива Ларисы Ильиничны.
По разному люди приходят в искусство. Кто-то продолжает дело родителей, кто-то случайно оказывается в этой сфере.
Лариса же пришла в театр по зову души. Вся творческая жизнь народной артистки России Ларисы Ильиничны Егоровой начиная с 1967 года в продолжении 50 лет связана с Бурятским драматическим театром имени Хоца Намсараева – в ее трудовой книжке единственная запись.
Ей выпало то, что называют счастливой актерской судьбой. Ларисе и всей той молодой плеяде, пришедших в театр в то время, несомненно, повезло. Они застали корифеев. Учились у основоположников бурятского драматического искусства, многим овладевали на практике. Сам масштаб собравшихся здесь личностей создавал атмосферу творчества. И как дань памяти великим людям кадры фильма воскрешают образы Владимира Халматова, Марии Степановой, Петра Николаева, Найдан Гендуновой, Федора Сахирова, Дагзамы Чимитовой и многих других.
Своеобразной перекличкой разных поколений актеров театра в фильм включены сюжеты интервью современных актеров театра – Михаила Елбонова, Саяна Жамбалова, Надежды Мунконовой, Биликто Дамбаева, Даримы Лубсановой, Людмилы Тугутовой.
Самой первой ролью Ларисы Егоровой была роль десятиклассницы Наташи в спектакле «Звездочки южные» по пьесе Н. Бурлака и И.Плахтина. Ее партнерами были великий Владимир Халматов, Жамсо Иванов, Дагзама Чимитова, статный, красивый Цыдендамба Пурбуев.
Весело, живо развертывалось на сцене действие комедии «Озорная молодость» И.Абдуллина, в котором Лариса играла с Михаилом Елбоновым, Владимиром Кондратьевым, Майдари Жапхандаевым, Цыденом Цырендоржиевым.
Уже первые работы показали, что в труппе театра появилась талантливая поющая и танцующая, неутомимая на сцене актриса.
Особенности ее творческой природы наставником и режиссером Федором Сахировым угаданы были сразу, последующие работы показали силу ее художественного дара. Ларисе определили амплуа драматической героини, постепенно открывала для себя различные сферы сценического мастерства.
Лариса начинала с ролей, о которых иные актрисы мечтают годами. В канун 30-летия Победы в 1975 году режиссер Фёдор Сахиров осуществил постановку пьесы «Барабанщица» Афанасия Салынского. Роль главной героини Нилы Снижко режиссер доверил сыграть Ларисе Егоровой. Спектакль был показан в Москве во время гастролей театра в июле 1976 года. Московские газеты писали: «…Успех спектакля связан в первую очередь с прекрасным исполнением Ларисы Егоровой роли Нилы Снижко. Автор пьесы А. Салынский, видавший десятки постановок своей драмы в разных театрах, был искренне взволнован свежестью звучания «Барабанщицы» в Бурятском театре…».
За блестящее исполнение роли актриса была удостоена премии Ленинского комсомола Бурятии.
Переход от характерных ролей к возрастным состоялся довольно рано. В сценической галерее матерей, а воплотить пришлось актрисе не один десяток, для каждой она находит не только неожиданные актерские краски, но и свою правду.
В 1981 году режиссер В. Кондратьев поставил спектакль «Материнское поле» по Чингису Айтматову. И родилось сценическое произведение, нравственным стержнем и центром композиции которой стал образ Толгонай, воплощенный Ларисой Егоровой. В скорби Толгонай соединилось горе всех матерей, потерявших своих близких на войне. И сливаются стоны матерей и вдов в звучащем набатно вопросе: «Неужели люди не могут жить без войны?». Также сыграла главную роль национальной героини в спектакле Доржи Эрдынеева «Бальжин хатан».
За 50 лет Ларисой Егоровой сыграно более сотни ролей. Ныне актриса достигла такого уровня мастерства, когда ей подвластен любой драматургический материал. Своим творчеством она подтверждает звание примы Бурятского театра, ее право на амплуа героини. Она наделяет своих героинь обаянием, душевной чуткостью, старается избегать штампов. Бесспорное признание вызвала её Аркадина в спектакле «Чайка» по пьесе А.Чехова, Филумена в «Женщине, не знавшая слез». Долгор хээтэй в спектакле «Птицы нашей молодости» по пьесе Иона Друце – исполнение роли актрисой производило своеобразную «своего рода медитацию, через которую постигаешь священство бытия». И наконец, роль Эльзы в спектакле «Оройтоһон дуранай охин», пронизанная особой болью отношений родителей и взрослых детей.
В репертуаре Ларисы Егоровой практически все роли главные, большие, несущие сквозные идеи пьес и спектаклей, роли разноплановые, запоминающиеся. Есть роли героические, социальные, сатирические, характерные – творческий диапазон актрисы обширный. Их героинь объединяет особое чувство собственного достоинства, прочность, значительность и основательность, высокий кодекс нравственности. Труд артиста поистине «каторга в цветах» — есть такая глава в первой книге Ларисы Ильиничны «Свободный полет на крыльях мечты». Какой труд, например, стоял при подготовке роли Медеи, когда для игры на сцене монгольского театра ей пришлось выучить 60(!) страниц текста на монгольском языке. Из-под её пера вышла еще одна книга «Женщина, не знавшая слез», надеемся и ждем новую книгу, материалы которой публикуются сейчас в Фэйсбуке и вызывают огромный интерес читателей –это будет книга о ее партнерах, о коллегах – тех, с кем прошла путь длиною в 50 лет!
Когда размышляешь о творческом пути актрисы Егоровой, когда ещё и ещё раз мысленно просматриваешь её роли, думаешь о той части работы, которая скрыта от празднично настроенного зрительного зала, то на ум приходят слова «Искусство всегда двигают вперед одержимые люди».
Природа наделила нашу героиню двумя бесценными дарами – красотой и талантом.
Реалии современной жизни пробудили и развили дремавшие на генном уровне коммерческую жилку – ныне как везде говорят и пишут — успешная бизнесвумен. Хорошо известный горожанам комплекс «Баатарай ургоо», что на Верхней Березовке, стал одной из визитных карточек столицы республики.
Иногда ей приходится слышать, что она «счастливая», что ей «везет». Но Ларисе Ильиничне не может не везти, жизнь трудна, но справедлива. Возможно, не совсем безоблачное детство выработало в ней привычку надеяться лишь на свои силы и на свою семью, теперь у Ларисы надежный тыл и опора в лице мужа Батора Даржаевича, тремя взрослыми, самодостаточными детьми, шестью взрослеющими внуками. Такой человек не может не быть счастливым. Есть замечательная поговорка «Не оскудеет рука дающего» — это с полным правом относится к Ларисе Ильиничне, ибо за долгие годы, сколько ветеранов театра, сколько молодых начинающих актеров получили от нее материальную и моральную поддержку!
И пусть ее энергетическое начало или как сейчас мы говорим «харизма», творческое вдохновение, щедрость останется с ней на долгие годы!