(10 июля 2017) В музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова начнет работу выставка «Цветы-птицы» в китайском искусстве».
Жанр китайской живописи цветы-птицы «хуа-няо» появился в древнем Китае. Изображения цветов и птиц на керамике, бронзовых сосудах и шелке известны с периода Сражающихся царств (7-4 вв. до н. э.). Первые узоры и изображения были достаточно простыми, но со временем они превратились в детализированный и важный жанр живописи, представленный разными методами, школами, солидной теоретической базой. Согласно китайской традиции, жанр «хуа-няо» имеет дело с широким диапазоном природных мотивов, включая цветы, птиц, рыбу, насекомых и животных.
Птицы и цветы в картинах с человеческими фигурами символизировали настроение, эмоции, темперамент изображенных людей. Персонажи редко смотрят друг на друга, в изображениях присутствует связь человека с цветком, деревом, птицами. Несмотря на то, что «Цветы-Птицы» стали самостоятельным жанром, мотивы сохранили свои символические функции и всегда использовались в последующие времена в таком контексте.
Зрелости и расцвета жанр достиг при династии Северная Сун (960-1279). Пионером жанра «Цветы-птицы» является анималист Хуан Цюань. Современные китайские художники дикой природы, принадлежащие к китайской школе «Гохуа», продолжают традиции своих великих учителей. Однако, стоит отдать должное именно периоду Пяти династий, который явился решающим этапом в формировании жанра.
Традиции китайских художников не обошло вниманием и Японское изобразительное искусство. Кате-га — «картины о цветах и птицах» — поджанр японской гравюры укиё-э, ведет свое происхождение из традиционного жанра китайской живописи, посвященного тому же предмету. Существовали мастера, специализирующиеся исключительно на этом жанре. Одним из них является Шень Нанпин (1682-1762) — японский художник китайского происхождения. В 1731 году переехал в Нагасаки по приглашению преподавать традиционную китайскую живопись японским студентам, в результате чего образовалась новая художественная школа, повлиявшая на всю культуру Японии конца периода Эдо (1603—1868). На выставке посетители увидят живопись на шелке, фарфоре, декоративно-прикладном искусстве, также выставку дополнят разнообразные чучела птиц из Музея природы Бурятии.