(21 февраля 2020) 25 и 26 февраля в Гербовом фойе Государственного Кремлевского дворца в рамках празднования восточного нового года Сагаалган Национальный музей Бурятии развернет экспозицию работ 19-ти бурятских художников.
Среди которых признанные мастера: скульптор Даши Намдаков, живописец Зорикто Доржиев, ювелир Жигжит Баясхаланов и другие.
— Для меня большая честь принять участие в праздновании Сагаалгана-2020. Где бы мы ни жили, где бы ни работали, в эти дни всегда мысленно возвращаемся на родную землю и вместе со своим народом встречаем Новый год, желая всем процветания и благополучия! Я рад, что на выставке в Кремле будут показаны и мои произведения как скромный вклад в общее дело развития бурятской культуры, — отметил в преддверии мероприятия Даши Намдаков.
Творчество Даши Намдакова — новое явление в мировом изобразительном искусстве третьего тысячелетия. Оно вобрало в себя культурные традиции Восточной Азии, прежде всего Бурятии и Монголии. Феномен художника состоит в том, что, сохраняя национальные традиции, он работает в авангардистском стиле. Намдаков использует приемы формообразования, символы и сюжеты буддизма, которые часто совмещаются в его творчестве с народной мифологией, историческими экскурсами, эпическими обобщениями. В авторском стиле художника также прослеживаются черты скифо-сарматского стиля, традиции металлообработки тюрков-кочевников и монгольской храмовой пластики эпохи ламаизма. Даши Намдаков часто моделирует образы-символы, наделенные магией хранителей, защитников домашнего очага, обитателей неведомых мифических миров, ориентируясь на память предков-шаманистов.
На выставке в Кремле можно будет увидеть модель монументально-ландшафтной скульптуры Даши Намдакова «Отец Байкал — Байкал-Баaбай» (бронза, литье, патинирование, размеры 7,6 х 6,8 м). Этот шедевр стал одним из главных событий прошедшего в 2017 году Московского биеннале современного искусства.
Скульптурный монумент установлен на Байкале — на острове Ольхон, в сакральном месте самого глубокого и чистейшего озера в мире, как призыв к осмысленному отношению человека к природе. В 2019 году состоялась презентация одноименного документального фильма кинокомпании «Остров», в котором скульптура Намдакова «Отец Байкал» стала отправной точкой в обсуждении экологических проблем.
Скульптура «Отец Байкал» символизирует древо жизни. Художник предлагает зрителю стать соавтором произведения, дорисовав в своем воображении историю древа: от ростка, пробившегося из береговой гальки, до векового засохшего ствола. В глубоких бороздах векового дерева угадываются черты мифического предка человека: ольхонский Шаман в ритуальном облачении с короной из рогов лося на голове. Основание скульптуры представляет собой грот, в углублениях которого люди устанавливают зажженные свечи как дань уважения традициям предков.
Лейтмотив творчества другого всемирно известного художника Зорикто Доржиева — осмысление темы Великой степи и образа ее главного героя — Кочевника. В творческом методе художника переплелись традиции академической школы и культурное наследие кочевых народов Бурятии. Произведениям Доржиева свойственны характерные признаки культур Центральной и Восточной Азии: закрытость и погруженность в себя, пластическая аскетичность, лапидарность форм.
На выставке будет представлена скульптура Доржиева из серии «Новая степь», созданной им специально для 58-го выставочного проекта Венецианской биеннале, а также живописные работы разных периодов творчества. Основная идея серии — миграция. Художник переосмысливает непрерывный круговорот человеческих масс, мыслей, культур, их взаимовлияние. Двигателем миграции выступает Кочевник или Всадник как эмиссар мировых культурных процессов. В образе Всадника — калейдоскоп архаики и современности, силуэтные решения и почти абстрактные пятна.
Творчество ювелира Жигжита Баясхаланова демонстрирует глубокую связь с родным краем, которая претворяется в удивительные по форме и композиции изделия, воспевающие воинскую доблесть, духовность и красоту. На выставке будут показаны уникальные изделия бурятского мастера: искусно выполненные в традициях древнего военного искусства ножи и луки, анималистические скульптуры, олицетворяющие жизнь и быт кочевников-скотоводов.
Среди произведений бурятских художников, представленных на выставке, выделяются также работы Виктора Эрдынеева, Надежды Супониной, Чингиза Шенхорова.
На картине Виктора Эрдынеева «Ветер» соседствуют необычные анималистические образы: плывущие в золотом раскаленном воздухе жирафы и летящие по ветру лошади. Полотно «Холод» — это живописный образ неприступной и суровой тайги. Как напряженно, в обостренных формах, изобразил здесь художник утопающих в мраморном снегу голодных волков!
Почерк Надежды Супониной, мастера бронзовых статуэток камерного жанра, весьма узнаваем: суровые герои бурятских легенд и сказок предстают в смешных и трогательных детских образах.
На выставке можно будет познакомиться с работой художницы «Двуликая», изображающей владычицу воды. Мифическое существо с двумя парами глаз и китовьими плавниками вместо крыльев. Образ вдохновлен легендой о божествах воды Усан-хат, которые спустились с небес и поселились в глубинах Байкала.
Чингиз Шенхоров — художник-философ; главное в его творениях — национальный дух. Многогранный талант художника представлен в картинах-размышлениях о мироздании, космосе и вселенной. Шенхоров обращается к истокам художественных традиций своего народа, где символическое, мифологическое и реалистическое видение мира составляют основу традиционного миропонимания. Картина «Улигершин» (Рапсод) — образ, впитанный художником с детства вместе с напевными сказаниями о богах-покровителях Тункинской долины и могучих воинах-героях, окаменевших в Саянских гольцах.
Представленные работы современных бурятских художников подтверждают мысль о том, что в основе бурятского изобразительного искусства лежат архетипические образы, испокон веков сопровождавшие человека, и ставшие источниками мифологии и религии. Экспозиция произведений бурятских авторов отражает историю Бурятии, культура и искусство которой тесно переплетены с традициями соседних стран и народов.
Информационными спонсорами Восточного Нового года Сагаалгана в Кремле выступают МИЦ «Известия», медиахолдинг «ФедералПресс», телеканал «Большая Азия», газета «Вечерняя Москва», журнал «Отдых в России», портал «Страна.ру», портал «Культуромания», журнал «Региональная Россия», портал и премия «На благо мира».